Казахстан изучает новые маршруты для экспорта нефти - глава Минэнерго
Казахстан изучает новые маршруты экспорта нефти в связи с ожидаемым ростом добычи углеводородов в среднесрочной перспективе.
По словам министра энергетики Каната Бозумбаева, новые маршруты Казахстану могут понадобится не раньше 2023-2024 годов.
Одним из рассматриваемых вариантов является система трубопроводов и железнодорожные перевозки через территорию Азербайджана.
"Мы пока только прогнозные балансы должны посчитать - сколько будем добывать, куда будем экспортировать, какие возможности есть у азербайджанской стороны. Какие будущие тарифы могут быть, конкурентны ли они с направлениями в Китай (нефтепровод Казахстан-Китай), в Россию в Усть-Лугу (морской порт) и КТК (Каспийский трубопроводный консорциум)", - пояснил глава Минэнерго.
Он добавил, что Азербайджан может предложить несколько вариантов для транзита углеводородов.
"Там много возможностей, Баку-Супса (трубопровод до порта Батуми), Баку-Тбилиси-Джейхан (трубопровод до турецкого порта Джейхан), потом можно по железной дороге в наш перевальный порт Батуми (в составе АО "КазТрансОйл"). Возможностей много, вопрос в конкурентоспособности тарифов", - заключил К.Бозумбаев.
В декабре Баку и Астана договорились о создании двух рабочих групп по вопросам транспортировки казахстанских нефти и газа. Ранее К.Бозумбаев отмечал, что рабочая группа изучит конкурентоспособность транспортировки казахстанской нефти через Азербайджан на мировые рынки. "Мы договорились о создании рабочей группы по транзиту казахстанской нефти по территории Азербайджана. Эта рабочая группа должна будет проработать нефтепроводные и перевалочные возможности Азербайджана для приема казахстанской нефти и конкурентоспособность данного маршрута", - сказал он во время визита в Баку 7 декабря.
Нефть из Азербайджана вывозится четырьмя маршрутами - по нефтепроводам Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД, основной экспортный маршрут), Баку-Супса (западное направление) и Баку-Новороссийск (северное направление), а также по железной дороге (нефть американской ExxonMobil, которая владеет 8% в проекте "Азери-Чираг-Гюнешли", но не входит в число акционеров БТД). По БДТ транспортируется нефть компаний, которые являются акционерами трубопровода и участниками проекта разработки АЧГ, а также транзитная нефть производителей из Туркмении и Казахстана. Вместе с тем, в настоящее время прокачка казахстанской нефти по трубопроводу не осуществляется, нефть транспортируется по железной дороге: объемы по контракту составляют до 6 млн тонн в год, однако перевозится только порядка 4 млн тонн.